Перейти к основному содержанию

ОГЭ математика 2023. Разбор варианта Алекса Ларина № 335.



Решаем 335 вариант Ларина ОГЭ 2023 обычная версия. Подробное решение 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 заданий обычного тренировочного варианта ОГЭ Ларина № 335(alexlarin.com)

Больше разборов на моем ютуб-канале

Аналоги к этому заданию:

Задания 1-5

В горных районах, особенно в южных широтах с влажным климатом, земледельцы на склонах гор устраивают террасы (см. рис. выше). Земледельческие террасы - это горизонтальные площадки, напоминающие ступени. Во время дождя вода стекает с верхних террас вниз по специальным каналам. Поэтому почва на террасах не размывается и урожай не страдает. Медленный сток воды с вершины склона вниз с террасы на террасу позволяет выращивать даже влаголюбивые культуры. В Юго-Восточной Азии террасное земледелие широко применяется для производства риса, а в Средиземноморье - для выращивания винограда и оливковых деревьев. Возделывание культур на террасах повышает урожайность, но требует тяжёлого ручного труда.

Земледелец владеет несколькими участками, один из которых расположен на склоне холма. Ширина участка равна 30 м, а верхняя точка находится на высоте 5 м от подножия (см. рис. ниже).

1. Земледелец на расчищенном склоне холма (ещё не террасированном) выращивал мускатный орех. Какова была площадь (в м2), отведённая под посевы?

2. Затем земледелец решил устроить террасы на своём участке (см. рисунок ниже), чтобы выращивать рис, пшено или кукурузу. Строительство террас возможно, если угол склона (уклон) не больше 50% (тангенс угла наклона, умноженный на 100%). Сколько процентов составляет уклон? Ответ округлите до десятых.

3. На сколько процентов сократилась посевная площадь после того, как земледелец устроил террасы? Ответ округлите до десятых.

4. Земледелец получает 800 г бурого риса с одного квадратного метра засеянной площади уже террасированного участка. При шлифовке из бурого риса получается белый рис, но при этом теряется 22% массы. Сколько килограммов белого риса получит земледелец со всего своего террасированного участка?

5. В таблице дана урожайность культур, которые может засеять земледелец на своём террасированном участке. За год обычно собирается два урожая: летом и осенью. По данным таблицы посчитайте наибольшее число килограммов урожая, которое может собрать земледелец с участка за один год, если он может засевать разные культуры.

Урожай Урожайность риса (г/м2) Урожайность кукурузы (г/м2) Урожайность пшена (г/м2)
Первый (июнь) 600 1200 -
Второй (сентябрь) 800 - 300

Ответ: 1) 390 2) 41,7 3) 7,7 4) 224,64 5) 720
Скрыть $$S_{посевов}=AB\cdot AD$$

$$\Delta ABC$$ - прямоугольный

по теореме Пифагора $$AB^2=AC^2+BC^2$$

$$AB^2=12^2+5^2$$

$$AB^2=144+25$$

$$AB^2=169$$

$$AB = 13$$

$$S_{посевов}=AB\cdot AD=13\cdot30=390$$

Скрыть Тангенс угла = отношение противолежащего катета к прилежащему

Тангенс угла склона = 5 : 12 ≈ 0,417

Угол склона = Тангенс угла склона ∙ 100% = 0,417 * 100 = 41,7

Скрыть S посевов = АВ ∙ AD

∆ ABC прямоугольный

по т. Пифагора АВ² = АС² + ВС²

АВ² = 12² + 5²

АВ² = 144 + 25

АВ² = 169

АВ = 13

S посевов = АВ ∙ AD = 13 ∙ 30 = 390

Если земледелец устроил террасы, S посевов = АС ∙ AD = 12 ∙ 30 = 360

390 - 100%

360 - x %

x = 360 ∙ 100 : 390

х ≈ 92,3

100% - 99,1% = 7,7 %

Скрыть Если земледелец устроил террасы, S посевов = АС ∙ AD = 12 ∙ 30 = 360

Получит бурого риса 360 ∙ 800 гр = 288000 гр = 288 кг

Теряется при шлифовке 22%, значит останется (100-22 = 78%) риса

288 - 100 %

х - 78 %

х = 288 ∙ 78 : 100

х = 224,64

Скрыть Если земледелец устроил террасы, S посевов = АС ∙ AD = 112 ∙ 30 = 360

Возможны варианты:

Рис + Рис 360 ∙ (600 + 800)

Рис + Пшено 360 ∙ (600 + 300)

Кукуруза + Рис 360 ∙ (1200 + 800)

Кукуруза + Пшено 360 ∙ (1200 + 300)

Суммируем числа в скобках. Наибольшее получается Кукуруза + Рис

Кукуруза + Рис 360 ∙ (1200 + 800) = 720000 гр = 720 кг

Аналоги к этому заданию:

Задание 6

Найдите значение выражения $$0,0008\cdot0,008\cdot800000.$$
Ответ: 5,12
Скрыть

$$0,0008\cdot0,008\cdot800000=8\cdot0,8\cdot8=5,12$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 7

Известно, что $$a > b.$$ Какое из следующих утверждений относительно этих чисел является верным при любых возможных значениях $$a$$ и $$b?$$

1) $$a - b >-10$$ 2)$$ b - a > 32$$ 3) $$b - a <-4$$ 4) $$a - b < 20$$

В ответе запишите номер правильного варианта ответа.

Ответ: 1
Скрыть

1) $$a-b>-10\Rightarrow a>-10+b$$ - верно

2) $$b-a>32\Rightarrow -a>32-b\Rightarrow a<-32+b$$ - неверно

3) $$b-a<-4\Rightarrow -a<-4-b\Rightarrow a>b+4$$ - неверно

4) $$a-b<20\Rightarrow a<20+b$$ - неверно

Аналоги к этому заданию:

Задание 8

Найдите значение выражения $$(4 + a)^2 - a(a -1)$$ при $$a = -\frac{1}{9}.$$
Ответ: 15
Скрыть

$$(4+a)^2-a(a-1)=16+8a+a^2-a^2+a=9a+16=9\cdot(-\frac{1}{9})+16=15$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 9

Решите систему уравнений $$\left\{\begin{matrix} x^2+3x+y^2=2\\ x^2+3x-y^2=-6 \end{matrix}\right..$$ В ответе запишите значение выражения $$10x_1-5y_1+2x_2-6y_2-8x_3-9y_3-2y_4,$$ где $$(x_i; y_i)$$ - решение этой системы, причём $$x_i\leq x_{i+1}$$ и $$y_i < y_{i+1},$$ если $$x_i = x_{i+1}.$$

Ответ: -4
Скрыть

$$\left\{\begin{matrix} x^2+3x+y^2=2\\ x^2+3x-y^2=-6 \end{matrix}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{matrix} 2x^2+6x=-4\\ x^2+3x-y^2=-6 \end{matrix}\right.$$

$$x^2+3x+2=0\Rightarrow\left[\begin{matrix} x_1=-2\\ x_2=-1 \end{matrix}\right.$$

При $$x=-2: 4-6-y^2=-6\Rightarrow y^2=4\Rightarrow y=\pm2$$

При $$x=-1: 1-3-y^2=-6\Rightarrow y^2=4\Rightarrow y=\pm2$$

Получим: $$(-2;-2); (-2;2); (-1;-2); (-1;2)$$

Тогда: $$10\cdot(-2)-5\cdot(-2)+2\cdot(-2)-6\cdot(-2)-8\cdot(-1)-9\cdot(-2)-2\cdot2=-4$$

Примечание от наборщика.

Ларин - чудак, такое детям в простом варианте не дают. Маразм крепчал. x2

Аналоги к этому заданию:

Задание 10

Из 900 новых флеш-карт в среднем 54 не пригодны для записи. Какова вероятность того, что случайно выбранная флеш-карта пригодна для записи?
Ответ: 0,94
Скрыть

$$P(A)=\frac{900-54}{900}=\frac{846}{900}=0,94$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 11

Даны четыре графика функции вида $$y=ax^2+bx+c.$$ Найдите значения $$a.$$ Установите соответствие между графиками функций и значениями $$a.$$ В ответе запишите последовательность цифр, соответствующих А, Б, В, Г, без пробелов, запятых и других разделительных символов.

А)

Б)

В)

Г)

1)$$ -2\quad$$ 2) $$-1\quad$$ 3) $$3\quad$$ 4) $$2\quad$$
Ответ: 1324
Скрыть

Если ветви вверх, то $$a>0,$$ если вниз, то $$a<0.$$

Чем "уже" парабола, тем больше $$|a|.$$

Тогда: $$1324.$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 12

Расстояние $$s$$ (в метрах) до места удара молнии можно приближённо вычислить по формуле $$s = 330t,$$ где $$t$$ - количество секунд, прошедших между вспышкой молнии и ударом грома. Определите, на каком расстоянии от места удара молнии находится наблюдатель, если $$t = 22$$ с. Ответ дайте в километрах.
Ответ: 7,26
Скрыть

$$s=330\cdot22=7260$$ м = $$7,26$$ км

Аналоги к этому заданию:

Задание 13

Решите систему неравенств $$\left\{\begin{matrix} \frac{6-3x}{4+(9-2x)^2}\geq0\\ 5-8x\leq23-5x \end{matrix}\right.$$

1)$$[-6;2]\quad$$ 2)$$[2;\frac{7}{2})\cup(\frac{11}{2};+\infty)\quad$$ 3)$$[2;\frac{7}{2})\quad$$ 4)$$(-\infty;-6]$$

В ответе запишите номер правильного варианта ответа.

Ответ: 1
Скрыть

$$\left\{\begin{matrix} \frac{6-3x}{4+(9-2x)^2}\geq0\\ 5-8x\leq23-5x \end{matrix}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{matrix} 6-3x\geq0\\ -8x+5x\leq23-5 \end{matrix}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{matrix} x\leq2\\ x\geq-6 \end{matrix}\right.\Rightarrow x\in[-6;2]$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 14

При проведении химической реакции в растворе образуется нерастворимый осадок. Наблюдения показали, что каждую минуту образуется 0,5 г осадка. Найдите массу осадка (в граммах) в растворе спустя восемь минут после начала реакции.
Ответ: 4
Скрыть $$a_1 = 0,5$$ - столько граммов осадка образовалось спустя одну минуту,

$$a_8$$ - неизвестное количество осадка, образовавшегося спустя восемь минут,

$$d = 0,5$$ - на столько каждую минуту увеличивается масса осадка.

Формула n-ого члена арифметической прогрессии выглядит так:

$$a_n = a_1 + d(n - 1).$$

Подставляем данные величины:

$$a_8 = 0,5 + 0,5(8 - 1) = 0,5 + 3,5 = 4.$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 15

Точка H является основанием высоты, проведённой из вершины прямого угла B треугольника ABC к гипотенузе AC. Найдите AB, если AH = 9, AC = 36.
Ответ: 18
Скрыть

$$\Delta ABC\sim\Delta AHB$$

$$\frac{AB}{AH}=\frac{AC}{AB}$$

$$AB^2=AC\cdot AH$$

$$AB^2=36\cdot9=324$$

$$AB=18$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 16

В окружности с центром в точке O проведены диаметры AD и BC, угол OAB равен 25o. Найдите градусную меру угла OCD.

Ответ: 25
Скрыть

Вписанные углы ВСD и ВАD опираются на одну и ту же дугу окружности, поэтому они равны. Тем самым, угол $$OCD=25^{\circ}.$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 17

В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна $$47,$$ основание — $$47\sqrt{3},$$ а угол, лежащий напротив основания, равен $$150^{\circ}.$$ Найдите площадь треугольника.
Ответ: 552,25
Скрыть

$$S=\frac{1}{2}\cdot a^2\cdot\sin\alpha=\frac{1}{2}\cdot47^2\cdot\sin150^{\circ}=\frac{47^2}{4}=552,25$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 18

Даны три равных друг другу прямоугольника ABCD, BFGE, HGJI. При этом точки E и H лежат на отрезках CB и EG соответственно (см. рис.). Найдите градусную меру угла BID.

Ответ: 45
Скрыть

Пусть $$DC=EB=HG=x; AD=EG=IH=y.$$ Тогда $$EH=EG-HG=y-x.$$ Пусть $$DC\cap IH=L.$$

Тогда $$CL=EH=y-x,$$ но $$DL=x+y-x=y.$$

Тогда $$DI=\sqrt{DL^2+LI^2}=\sqrt{y^2+x^2}$$

$$(CE=y-x=HL\Rightarrow LI=y-(y-x)=x)$$

$$DB=\sqrt{x^2+y^2}.$$ Получим $$DI=DB.$$

При этом $$\Delta ADB=\Delta DLI.$$ Тогда $$\angle ADB=\angle IDL.$$

Следовательно, $$\angle IDB=\angle ADC=90^{\circ}\Rightarrow\angle BID=\frac{90^{\circ}}{2}=45^{\circ}.$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 19

Какие из следующих утверждений верны? Если верных утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания без пробелов, запятых и других разделительных символов.

1) В любую равнобедренную трапецию можно вписать окружность.

2) Диагональ параллелограмма делит его углы пополам.

3) Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

Ответ: 3
Скрыть

1) неверно, так как в трапецию можно вписать окружность, если сумма оснований трапеции равна сумме её боковых сторон

2) неверно, так как для этого требуется условие равенства всех сторон параллелограмма.

3) верно

Аналоги к этому заданию:

Задание 20

Найдите значение выражения:

$$\sqrt[6]{1351-780\sqrt{3}}+\sqrt{3}.$$

Ответ: 2
Аналоги к этому заданию:

Задание 21

Мо­тор­ная лодка про­шла 36 км по те­че­нию реки и вер­ну­лась об­рат­но, по­тра­тив на весь путь 5 часов. Ско­рость те­че­ния реки равна 3 км/ч. Най­ди­те ско­рость лодки в не­по­движ­ной воде.

Ответ: 15 км/ч.
Скрыть

Пусть х км/ч - собственная скорость лодки, тогда х+3 км/ч - скорость лодки по течению и $$t_{1}=\frac{36}{x+3}$$ часов - время лодки по течению; х-3 км/ч - скорость лодки против течения и $$t_{2}=\frac{36}{x-3}$$ часов - время против течения. Суммарное время движения составляет 5 часов, то есть: $$t_{1}+t_{2}=5$$, получаем:

$$\frac{36}{x+3}+\frac{36}{x-3}=5|*(x-3)(x+3)\Leftrightarrow$$$$36x-108+36x+108=5x^{2}-45\Leftrightarrow$$$$5x^{2}-72x-45=0\Rightarrow$$$$D=5184+900=6084=78^{2}\Rightarrow$$$$x_{1}=\frac{72+78}{10}=15, x_{2}<0$$, то есть собственная скорость лодки составляла 15 км/ч

Аналоги к этому заданию:

Задание 22

Постройте график функции $$y=\left\{\begin{matrix} x-0,5,\; если\; x<-2\\ -2x-6,5,\; если\; -2\leq x\leq-1.\\ x-3,5,\; если\; x>-1 \end{matrix}\right.$$ Определите, при каких значениях $$a$$ прямая $$y = a$$ имеет с графиком этой функции ровно две общие точки.

Ответ: $$-\frac{9}{2};-\frac{5}{2}$$
Скрыть

Для построения прямой достаточно двух точек.

$$x=-3: y=-3-0,5=-3,5$$

$$x=-2: y=-2-0,5=-2,5$$ (пустая, так как $$x<-2$$)

$$x=-2: y=-2\cdot(-2)-6,5=-2,5$$ (закрашенная, так как тут $$x\geq-2$$)

В итоге пустая и закрашенная дадут закрашенную.

$$x=-1: y=(-2)\cdot(-1)-6,5=-4,5.$$

$$x=-1: y=-1-3,5=-4,5.$$

$$x=0: y=0-3,5=-3,5.$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 23

Высота треугольника разбивает его основание на два отрезка с длинами 8 и 9 . Найдите длину этой высоты, если известно, что другая высота треугольника делит ее пополам.
Ответ: 12
Скрыть

Пусть BH — высота.

$$AH=8$$ и $$CH=9$$

Высота AL пересекает высоту BH в точке K:

$$BK=KH=x$$

Треугольники $$\Delta AKH, \Delta BLK$$ и $$\Delta BCH$$ подобные.

Они прямоугольные в $$\Delta AKH, \Delta BLK$$ т.к. углы $$AKH$$ и $$BKL$$ равны как вертикальные,

а $$\Delta BLK, \Delta BCH$$ имеют общий угол $$B.$$

$$\frac{KH}{AH}=\frac{CH}{BH}$$

$$\frac{x}{8}=\frac{9}{2x}$$

$$x\cdot 2x=9\cdot8$$

$$2x^2=72$$

$$x^2=36$$

$$x=6$$

$$BK=KH=6$$

$$BH=12$$

Аналоги к этому заданию:

Задание 24

Дан правильный шестиугольник. Докажите, что если последовательно соединить отрезками середины его сторон, то получится правильный шестиугольник.
Ответ: -
Скрыть

Рассмотрим треугольники $$ABC$$ и $$BDE.$$

Т.к. стороны правильного шестиугольника равны, то и $$CA=AB=BD=DE, \angle A=\angle D,$$ т.к. углы правильного шестиугольника тоже равны. Следовательно, данные треугольники равны (по первому признаку равенства треугольников).

Тогда $$BC=BE.$$ Углы $$\angle BCA=\angle CBA=\angle EBD=\angle BED$$ (по свойству равнобедренного треугольника). Следовательно внутренние углы $$\angle С=\angle B=\angle E.$$

Данные выкладки справедливы для любой пары треугольников, следовательно все стороны внутреннего шестиугольника равны и все внутренние углы равны. Это означает, что внутренний шестиугольник - правильный (по определению).

Аналоги к этому заданию:

Задание 25

Площадь треугольника ABC равна 80. Биссектриса AD пересекает медиану BK в точке E, при этом BD : CD = 1 : 3. Найдите площадь четырехугольника EDCK.
Ответ: 36